Типы швов в бетонных полах
Деформационные швы
Деформационный шов дает плите возможность удлиняться, укорачиваться и изгибаться. В этих местах плита, как правило, обрезается целиком. Конструкция должна быть такой, чтобы шов мог передавать поперечные нагрузки.
В многослойном полу на поверхностной плите деформационный шов выполняется в том же месте, что и у плиты основания.
Деформационный одновременно является и рабочим швом плиты. Пересекающиеся в центре плиты, они располагаются с шагом около 300…1000 м для предотвращения загиба вверх углов.
Плита, лежащая на грунте, должна быть отделена деформационными швами от всех несущих и прилегающих конструкций, таких, как стены, колонны, фундаменты оборудования, каналы и колодцы в полу.
Усадочные швы
Усадочные швы делают возможным изменение угла и раскрытие шва. Их можно сделать, просверлив канавку в отвердевшем бетоне (ее глубина – 30% от толщины плиты). Очень важно правильно выбрать момент времени для устройства таких швов, так как распиливание бетона на поздней стадии повышает риск образования трещин, а распиливание на слишком ранней стадии может повредить края. Рекомендуемое время устройства усадочных швов – 8…24 часа после заливки.
Усадочные швы следует оснащать движущейся штифтовой арматурой, которая располагается в центре плиты.
Конструкция
Конструкция шва – самая слабая точка плиты, лежащей на грунте, и ее следует выбирать в соответствии с эксплуатационными требованиями.
Шпунтованные швы нужны, когда пол не испытывает нагрузок от погрузчиков с твердыми колесами (рис.2.26). Даже самая небольшая выбоина в конструкции вызовет разрушение под действием твердого колеса погрузчика. Шпунт следует формовать с помощью стальной опалубки. В этом случае поверхности шва получаются прямыми и гладкими, элементы пола могут перемещаться относительно друг друга также и в направлении шва. В то же время боковые стенки шпунта со стальной опалубкой получаются более крутыми, чем с деревянной. Промежуток в шпунте при раскрытии шва остается небольшим.
Шпунтовое соединение необходимо для раскрытия шва и движения плит относительно друг друга. Такой же эффект дает использование современной шовной арматуры, в которой роль шипа играет стальная пластина со специальным профилем (рис.2.27).
- тяжелые транспортные средства;
- движение погрузчиков с твердыми колесами;
- движение тяжелых погрузчиков.
Рис. 2.27. Шовная арматура заводского изготовления, которая играет роль опалубки при заливке и заменяет отдельные шипы и краевое армирование. Конструкция дает возможность раскрытия шва и движения плит относительно друг друга в направлении шва.
Пояснения к рисунку:
- Возможная шовная мастика.
- Усиление угла плиты.
- Закладные детали.
- Опалубка из стального листа.
- Стальная пластина, играющая роль шипа (пластинчатый шип).
Традиционная конструкция с шипами дает возможность раскрываться, но препятствует перемещению плит относительно друг друга. Она подходит для поперечных швов полос. В качестве шипов можно использовать гладкие и прямые круглые стальные пластины (качество стали S235JRG2). Они рассчитываются для половины сосредоточенной нагрузки, передаваемой через шов. В качестве ширины распределения сосредоточенной нагрузки можно использовать значение 6 ak, где ak – относительное распределение нагрузки (по длине (м)). Место расположения шиповой арматуры можно подстраховать с помощью каркаса из бетонной арматуры (рис.2.28).
Когда на поверхность действуют большие движущиеся нагрузки (Р=50кН), рекомендуется использовать в месте шва под краем плиты анкерные полоски, распределяющие нагрузку. Это сделает возможным движение плиты вследствие усадки и изменения температур, что предотвратит перепад в осадке основы по разным сторонам шва. Края рекомендуется усиливать стальными уголками (рис.2.29).
Анкерные полоски увеличивают себестоимость строительства, поэтому их количество должно варьировать в разумных пределах. Имеет смысл сравнить экономичность такого решения со стоимостью традиционной конструкции, т.е. с тем вариантом, когда плита проектируется с одинаковой толщиной по всей площади и рассчитывается на нагрузки по линиям шва.
Для больших нагрузок подсыпка и трамбовка основы плиты должны быть выполнены особенно тщательно, так как нагрузку несет именно основа пола. Задача бетонного основания – распределять и передавать нагрузки на основу соответственно своим характеристикам жесткости (рис. 2.30).
На рис. 2.31 представлен пример конструкции пола во влажном помещении. Деформационный шов стяжки должен располагаться в том же месте, что и у несущей конструкции.
Со временем плотность и внешний вид шва с мастикой ухудшаются. В настоящее время разработаны готовые конструкции для деформационных швов заводского изготовления, которые обладают большей долговечностью (рис.2.32).
Рис. 2.32.